Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020
Anakyen Campaign Setting: Сигерия
Meowlings' Options
Anakyen Campaign Setting


Сигерия


Сигерия, занимающая юг и юго-запад описываемого нами региона, является полиэтничным государством - на ее территории уживаются представители разных народов со значительно отличающейся культурой и хозяйственно-культурными типами. Данную страну я представляю не только как один из регионов Анакена, но и как пример того, что такое "просвещенная монархия" в условиях фэнтези.

Коротко напомним историю формирования страны. До Великого Взрыва земли Древней Империи к югу и востоку от Хребта Конца Мира (как он теперь называется) представляли собой "варварскую периферию Римской империи". После катаклизма взрыва этот район оказался наиболее окультурен, а губернатор провинции, ревностный последователь учения Флосса, провозгласил себя автократором, веру в Флосса - государственной религией, а оставшуюся под его контролем часть государства - правопреемником Древней Империи, которая сумела спастись, выбрав правильный путь и благословление Единого Истинного Светлого Пути. Затем началось активное несение оного пути на кончиках копий во всех направлениях по образцу мусульманского завоевания Азии.

Постоянные Светлые походы истощили ресурс страны (см. вводный текст), и, в конце концов, один из командиров армий наемников, Ланкин Сигерий, сделавший карьеру при дворе и женившийся на дочери дяди автократора, сместил представителя прежней династии, заложил основы нынешней сигерийской бюрократической системы и провел военную реформу, благодаря которой Сигерия поправила свое положение на севере (закрепив границу на уровне Трупзонских Ворот) и востоке. После его смерти в качестве официального названия государства было принято название "Сигерия", так как стало окончательно понятно, что территории, которые страна реально может контролировать, значительно меньше даже бывшей Южной провинции.


География Сигерии и ее окрестностей


С территориальной точки зрения Автократия разделена на Метрополию (территория собственно называемая Сигерией не-сигерийцами) и так называемые Территории, которые считаются частью Автократии, но на деле самостоятельны так же, как формально подчиненные английской королеве Австралия или Канада. На востоке и севере автократия упирается в Тексайское плато, реку Полонь, а затем Хребет Конца Мира, на Западе граница Метрополии проходит по Лайну, а на Юге ее зона контроля простирается на Второй Континент.

Основная территория Метрополии представляет собой равнину и плодородные поля, причем климатические условия позволяют не прибегать к дополнительной ирригации. Заметим, что влияние сакральных факторов на экономику Сигерии тоже минимально (священники более склонны заниматься философией, и, вместо того, чтобы ходить и благословлять поля, предпочитают дать в случае необходимости пару действенных советов). Божественные силы не должны быть использованы по пустякам - в этом видны рекомендации Флосса, связанные с тем, как обстояло дело с магией в Древней империи и чем это закончилось.

Города в Сигерии вообще обычно достаточно велики и напоминают итальянские или византийские мегаполисы с населением в несколько десятков тысяч жителей, а столица Метрополь, стоящий на притоке Лайна Тамбуле, вообще самый большой в Западном Регионе по площади и населению в 500 тысяч. На его главных воротах в назидание врагу болтается изгрызенный щит конунга водоплавающих гномов Хюльгрира Змееподавца, который пытался взять его штурмом, но потерпел неудачу и погиб (а большая часть его флота - сожжена "солнечным огнем"...).


Политическое и социальное устройство


Автократия напоминает, с одной стороны, Византийскую империю - своим государственным строем, пышностью двора, соборов и придворных обрядов, и изощренной системой политических интриг и дипломатии, с другой, викторианскую Англию - своей достаточно активной колониальной /цивилизаторской политикой и внешне пуританской моралью.

Титул Автократора можно приравнять к императорскому, но Автократор - не столько монарх и помазанник, сколько наследственный глава законодательной и административной власти, не обладающий априорной непогрешимостью. Сигерий пришел к власти в результате переворота, и династия после этого менялась еще несколько раз, - нынешние Спелеологи - четвертые по счету.

Четкого майората нет, хотя по женской линии престол не передается. Каждый из наследников престола, а их обычно бывает несколько, как правило, имеет в Палате свою группу поддержки и назначение наследника умершего Автократора отчасти напоминает выборы. Естественно, предполагается, что принц учится государственным делам и с детства готовится к судьбе правителя. Можно и просто жить, но с условием отказа от прав на престол.

Непосредственно подчиняются Автократору Совет министров, объединяющий начальников Департаментов, и премьер, обязанности которого часто сведены к роли министра двора. Главы департаментов назначаются Автократором после обсуждения в Палате. Сама Палата возникла во времена Сигерия как консультативный орган, куда входили его ближайшие соратники, в результате чего первоначально она именовалась Государственным Штабом. Со временем ее роль несколько видоизменилась, и сейчас она является аналогом Палаты Лордов, хотя объединяет и тех, кому титул был пожалован на время жизни за особые заслуги, и представителей тех регионов, жители которых имеют право сигерийского гражданства. Последние периодически переизбираются, хотя обычно пост представителя занимает один и тот же человек..

Роль Палаты при разных Автократорах разнилась, но она всегда как бы оттягивала на себя потенциал интриг. Хотя реальная роль парламента в выработке стратегических решений невелика, слушания там - непременная тема газет или салонных сплетен, ибо вопросы менее важные действительно обсуждаются там, а не желающий тратить на это драгоценное время Автократор соглашается с ее мнением. Как говорил сам Ланкин - дайте им играть в политику, чтобы они не стали играть в мятеж. Именно потому в Сигерии есть практика политических партий, большая часть которых называлась или по сторонам света, или по месту в Палате, которые они занимали. Разница между ними, как правило, образуется логикой фракционной борьбы, ибо группируются они, как правило, вокруг популярного политика. Дополнительным элементом, оживляющим парламентские баталии, является полуофициально приветствуемое закидывание оппонентов прямо во время парламентских сессий специально продаваемыми при входе мешочками с ватой и краской (более цивилизованная замена приносившимся ранее с собой тухлым яйцам и помидорам...).

Считается, что на выработку политических решений влияют и тайные общества. Как правило, это - объединения однокашников того или иного колледжа или членов того или иного спортивного клуба, выходящие за рамки университетского братства. Помощь друг другу в карьерном росте часто сочетается с мистическим флером. Самое известное (точнее, наименее тайное) такое общество - Круг Высшего Сияния - построенное на эзотерическом флоссианстве. Цели - пропаганда Учения и продолжение традиции Светлых походов и присоединение к Сигерии утраченных ей ранее территорий Ближней полупустыни, в т.ч. Альгвабара.


Теперь об аристократии. В Сигерии важно не столько кто ты по крови, сколько насколько ты Джентльмен. Джентльмен - не обязательно аристократ, но аристократ обязан быть Джентльменом. Неписаный кодекс поведения джентльмена исключает подписание письменных документов (джентльменам верят на слово), его слово не нуждается в дополнительных доказательствах, а назвать кого-то не джентльменом, значит нанести ему одно из наиболее сильных оскорблений.

Джентльмен должен демонстрировать образованность (культ учености характерен для Сигерии не меньше, чем для Востока), культуру и самообладание, а также гармонию тела и духа, при этом под владением телом понимается не только владение оружием. Существует система спортивных залов, в которых молодым аристократам рекомендовано проводить время, а равно "олимпийские" игры на которых преобладают атлетические и командные виды спорта (последние вообще были изобретены там).

Пышность в сочетании с чопорностью - хорошее определение Сигерии. Парадный костюм потрясает пышностью, однако, излишняя пышность в повседневном общении и увлечение богатством ради приобретения роскоши считается моветоном. Богатый человек должен поддерживать свое реноме, но быть экономным в быту (отпрыски аристократов часто специально воспитываются в спартанских условиях) и проявлять меценатство (последнее очень рекомендуется). Оттого значительная часть дохода уходит в приобретение предметов роскоши и создание музеев из частных коллекций.

С другой стороны, долг аристократа менее определен, чем долг рыцаря. Кодекс Джентльмена указывает как себя вести, но не что делать. Потому аристократия не является исключительно военным сословием - Джентльмен должен проявить свой патриотизм на государственной службе, но совсем не обязательно с мечом в руках. Аристократы могут не служить в армии, откупаясь военным налогом - на эти деньги покупают наемников.

Конечно, вопрос об аристократии связан с вопросом о собственности. Частная собственность на землю есть, и в настоящий момент идет процесс превращения свободных крестьян в арендаторов лендлордов. Однако царем и богом на своей территории лендлорд не является - он даже не собирает большинство налогов, а как бы живет на сумму, которую отчисляют в бюджет его арендаторы.

Городская буржуазия находится в процессе своего оформления. Торговцы стремятся найти патрона-аристократа или заслужить своими действиями личное дворянство, т. к. практика цензов не позволяет им вести серьезные торговые операции в рамках страны.


О бюрократической системе Сигерии и многообразных титулах ее чиновников (геофилакт, протоцераптор...) рассказывать можно очень долго. От сложного табеля о рангах до писаных полуофициальных наставлений об искусстве брать взятки и указаниях, сколько кому должно брать по чину.

Если коротко, то на должности есть система экзаменов и карьеру можно сделать, только имея придворный ранг или получив назначение на пост в результате политики. Титул сам по себе вообще ничего не дает, что создает иллюзию равных возможностей для представителей всех сословий, хотя сращивание старой аристократии и чиновничества уже произошло - у отпрыска благородного дома есть куда больше времени на книги.

Чиновник - это профессия. Искусство чиновника состоит как в доскональном знании предмета, так и в умении манипулировать людьми. В отличие от Пятнадцатиградья, это не чистая интрига ради интриги, а скорее умение располагать народ в свою пользу. В Сигерии рано сложилась наука управления как умение лавировать между разнокалиберными группировками. Многочисленность группировок и система "противовесов" являются контрмерой против захвата власти.

В общем и целом, средний Департамент выглядит следующим образом: во главе стоит аристократ, его помощником/секретарем является евнух. Остальные должности занимают клерки из образованных "простолюдинов". Клерки осуществляют сбор информации и вообще, выполнение конкретных заданий, евнух осуществляет координирование их деятельности, аристократ принимает решения по стратегическим вопросам, а также несет представительские функции.


Немного о системе контроля. Городская полиция подчинена губернатору региона и занимается поддержанием порядка в городах. Лендлорд может иметь ограниченные судебно-следственные полномочия, однако каждый такой случай есть следствие давних (традиционных) привилегий.

Помимо полиции существует секретная служба, укомплектованная евнухами и занимающаяся скорее наблюдением за регионами и предотвращением мятежей. Преступления, связанные с магией или негосударственной религией, не выделяются в отдельную службу.


Образование, мораль, наука и культура

Если двор в Армире все еще похож на времена короля Артура, Сигерия создала Двор как феномен - мода, политика, интриги, умение плести которые (или хотя бы разбираться в них) желательно любому чиновнику. Есть понятие "искренности", куда входит не столько действительная искренность, сколько умение поддерживать марку и делать вид, что все происходит именно так, как это внешне подается. Пока ты безукоризненно выглядишь и не совершаешь что-то из ряда вон выходящего, никого не особенно волнует то, что в действительности скрывается под внешней картиной.

Действует принцип "но мы его любим не только за это". Вот, к примеру, тот же Яков Овизий - пока он устраивает всех как дипломат, его личная жизнь служит предметом салонных слухов, но не используется в политической борьбе. Однако если он таки падет жертвой интриг, "вопиющее нарушение норм естественной морали" ему тоже припомнят.

Вообще же сигерийцы - народ практичный, и в представлении других регионов Юго-Западного Анакена уроженец Сигерии часто предстает, как прожженный интриган, дипломат и торговец, способный продать снег вэтланцам и готовый при малейшем шансе на получение выгоды заложить родную мать.

В Сигерии существует система бесплатных школ при храмах плюс большое количество колледжей, при этом в колледж может поступить и крестьянский сын, при условии, что он благополучно сдаст экзамены. Чем престижнее колледж, тем больше шансов получить выгодное назначение, так как кадры для чиновников обычно формируются из выпускников той же провинции и практика "назначения неместных" существует только в отношении руководящих должностей.

Обычными факультетами колледжей и академий являются факультеты Свободных Искусств, Теологии, Юриспруденции и Медицины, а в некоторых академиях можно получить и иные типы специального, в том числе и полу-магического образования (алхимик или маг-механик). Образование обязательно включает в себя знание основ философии и теологии, владение ораторским искусством и ведение спора. Трактаты по искусству управления также есть, тем более, что флоссианская мораль старается не менять магией естественный ход событий, предпочитая естественные методы. Профессиональный дипломат, как специалист по чуждым культурам и пониманию чужой психологии - тоже именно сигерийское изобретение.

В Сигерии рано изобрели печатный станок, и разнообразные бюллетени и ведомости явление часто. Каждый большой город имеет свою газету, которую развешивают на специальных стендах. Развита система транспорта и связи, в том числе и на магической поддержке.

Среди негуманитарных наук отметим высокий уровень развития медицины, предполагающий понимание сути внутренних органов. Это во многом было связано с отсутствием запрета на вскрытие трупов и легальным статусом черных магов. Так же развита механика, визитной карточкой которой являются заводные автоматы, в том числе железные львы в тронном зале Автократора, хотя последние являются скорее просто весомым воплощением имперской мощи.

Основное развлечение джентльменов - театр или аристократические виды спорта. Более приземленные люди предпочитают ипподром. В результате Стадион и Театр есть почти в каждом населенном пункте, заслуживающем звания города.

Понятно, что в обществе есть своего рода контркультура. Стоит отметить приверженцев нового, но популярного среди сигерийской аристократии направления, как "Барабаны судьбы", чьи адепты своими странными одеждами, шокирующими речами и поминанием Пупихтукака через каждые три слова наводят на определенные мысли. Играемая ими музыка испытала заметное влияние обрядовых песен гоблиноидов. А в комплекс исповедуемых идей входит отрицание фальши, апелляция к Metal Kingdoms как к регионам возвышенной традиции, где люди живут в грубости но простоте и действительной искренности (образ "гордого дикаря", живущего по законам чести, и решающего свои проблемы мечом, а не подлыми интригами) и определенные эсхатологические тенденции (вот Придет, и всем настанет..)


Расовый вопрос

Флоссианское учение само по себе не выдвигает дискриминации, но эхо войны с эльфами, продолжавшейся в период жизни Флосса уже несколько сот лет, и нашедшее отражение в его взглядах, воспитывает определенное предубеждение по отношению к эльфам. Более того, флоссианство включает в себя догмат о бремени человека по отношению к прочим расам, которое напоминает "киплинговское" отношение белых людей к цветнокожим дикарям - к чужой культуре можно относиться с интересом или с определенным уважением, но наша все равно лучше... "Восток есть восток, Запад есть запад". Предубеждение не за цвет кожи, а за культурный уровень касается не исключительно гуманоидов, но и представителей варварских регионов. Человек, обитающий в МК, не сильно отличается от пустынного эльфа или хайга.

Именно потому центральные регионы страны достаточно антропоцентричны, а представители иных рас живут в городах компактными кварталами. Регионов с преобладанием нечеловеческого населения нет. С другой стороны, нет и расизма. Когда после серии конфликтов с Высокими эльфами Айязиды попробовали заслать в большинство крупных городов своих эмиссаров на предмет организации эльфийских погромов, народ этих агитаторов начал бить.


Военная мощь и особенности армии

Армия Автократии состоит из трех частей - отчасти исторически, отчасти из-за все той же системы противовесов.

Первая часть - катафракты, которые состоят из аристократов и воспринимаются как гвардия. В отличие от рыцаря Армира и Северного Запустения, катафракт обеспечивается конем и доспехами за счет государства. Доспешное вооружение, менее тяжелое по сравнению с рыцарским, позволяет им достаточно эффективно воевать и в пешем строю, а набор вооружения отличен от рыцарского и включает в себя композитный, так называемый оркский, лук.. Доспех катафракта напоминает польского гусара, вплоть до крыльев у некоторых элитных подразделений (преимущественно у тех, которые предназначены для боевых действий против гноллей или кентавров, или отличились в таковых в прошлом).

Вторая - территориальные войска, объединенные в легионы и комплектующиеся из рекрутов. Лендлорд обязан выставлять некоторое количество рекрутов ежегодно. Свободные крестьяне, не имеющие лендлорда, также обязаны отслужить какое-то время в территориальных войсках (от такой службы также вполне официально можно откупиться, с другой стороны, рекруты получают относительно неплохую плату, а также долю в военной добыче, так что бедные крестьяне поступают на службу достаточно охотно, а в неурожайные годы армия зачастую имеет свойство "разбухать").

Легион является комплексным формированием и, кроме пехоты, включает в себя отряд легкой конницы-разведки и достаточное число метательных и осадных машин. Войска этого типа охраняют военные лагеря, несут караульную службу и поддерживают порядок на местах (внутри города этим занимается полиция), выполняя скорее оборонительную, чем наступательную функцию. По традиции военные лагеря располагаются за городской чертой.

О вооружении легионера. Ранняя пехота более-менее соответствовала римскому образцу, затем произошла диверсификация. Нынешняя пехота делится преимущественно на щитовиков (основным оружием которых служит довольно комплексный аналог павезы, могущий служить как полевым укреплением, так и наступательным оружием, рюкзаком или средством переправы через водные преграды...), арбалетчиков и пикинеров (как правило, в соотношении 2:1:3). Для ближнего боя в сомкнутом строю применяется ксифий - короткий меч, напоминающий по форме хопеш , но имеющий более развитую гарду, чашка которой может служить кастетом на совсем ближней дистанции.


Третья - наемники, которые или концентрируются в столице и охраняют автократора (будучи чужаками, они лояльны только ему, к тому же, нанимать личную охрану за пределами региона было принято еще до переворота Ланкина), или, будучи специализированными войсками, сражаются на наиболее опасных направлениях или выполняют "особые задания". Достаточно часто наемники расквартированы в столицах регионов или пограничье в качестве противовеса территориальным войскам.

Комплекс вооружения наемника зависит от его региона. Большинство наемников - дор-тексайцы (прекрасно сражаются как в рассыпном, так и в сомкнутом строю арбалетчиков и бойцов с древковым оружием, о который разбивается конный клин Рыцарей Венца или щитовой строй), горцы-искериоты из лояльных кланов (хороши в качестве бойцов-индивидуалов), или суровые водоплавающие гномы (сложный щитовой строй или рубайлы с двуручными топорами). Кодекс наемника возник довольно рано, он достаточно полон и включает в себя право не сражаться против представителей своего народа. Есть у наемников и своего рода аналог профсоюза - Уния, регулирующая проблемы найма, а также отвечающая за дальнейший тренинг и экипировку этих солдат.

Отдельную приравненную к наемникам нишу занимают Стражи Пограничья - те рейнджеры, которые поклоняются Элаззару, занимаются охотой на монстров, и практикуют не только друидические чары, но и низшую (иллюзионистскую) магию - иными словами, вариант данного класса, близкий к его версии в первой редакции, и практикуемый в Сигерии или иных районах прилегающих к Хребту Конца Мира.

В отличие от Армира, не имеющего нормального выхода к морю, Сигерия имеет и оснащенный "солнечным огнем" флот, наиболее развитый в регионе. Корабли типа дромона сохраняются из-за особенностей береговой линии и необходимости действовать в ее непосредственной близости, хотя на Второй Континент ходят парусники.

Пушек еще нет, но есть огнеметные сифоны и сложные осадные машины, причем развитая математика и баллистика обеспечивает в среднем высокое качество стрелков. Боевые ракеты и другая пиротехника имеется в меньшей степени.

А что в таком случае делают боевые маги? Штатный маг придан батальону, но является не столько "боевым магом" (сифоны и прочие подобные машины берут эту функцию на себя), сколько разновидностью военного инженера, связанного, в том числе, и с обслуживанием этих машин. Плюс разведка, безопасность, защита от вражеской магии...

Командиры? Аристократия - не исключительно военное сословие. Многие офицеры - аристократы, но для получения звания необходимо в первую очередь закончить Военную Академию. В отличие от других стран, здесь таковая - есть, и отсюда - развитая штабная работа, техника артиллерии, осадного дела, логистика. Стратегия также сводится не к набору универсальных принципов (как на Востоке), а к конкретным рекомендациям (в отличие от любого восточного трактата по стратегии, умещающегося в маленькой книжечке, основной труд Лектуса - "Тактика парадокса", занимает 30 томов с детальным разбором более двух сотен сражений). Напомним, что суть стратегии по Лектусу заключалась в том, чтобы, поняв логику действий противника, действовать максимально алогично с его точки зрения, одновременно грамотно учитывая внешние факторы и находя необычное применение известным предметам.

Помимо "Тактики парадокса", известно и еще несколько основополагающих трактатов по военному делу. Один из них, созданный Георгиосом Аспаном, был связан с влиянием природных условий на тип стратегического мышления.

Что же касается традиции боевых искусств, то к ним с натяжкой можно отнести с одной стороны, некоторые техники сугубо военного тренинга, с другой, - гражданские стили, рассчитанные на самооборону в условиях ограниченного пользования оружием. Сигерийский бокс похож на "грязный" английский, но включает в себя бой на палках и других подсобных средствах - сказываются законы о запрете на ношение армейского оружия гражданскими лицами. Сигерийская борьба напоминает вольную или сумо телосложением борцов и техникой. Часто используется для развлечения простонародья и в этом качестве распространилась по всему региону, ибо, говорят, появилась еще до катаклизма. Некоторым исключением является недавно появившаяся и преподаваемая как фехтовальная Школа Парадокса - интересная попытка применить догмы военного трактата Кенсия Лектуса к тактике индивидуального боя. Есть и школы акробатов-гистрионов, чем-то напоминающие капоэйру.


Религиозная ситуация

В Автократии существует государственная религия/идеология - культ Флосса, каковой активно распространяют и проповедуют по всему региону. Этот фактор очень важен, так как разрозненные сами по себе провинции объединила не столько сохранившаяся бюрократия, сколько новая вера.

Флоссианство названо так по имени человека, который сформировал его доктрину. Будучи магом, родственником правящей династии и философом, он выступал против засилья мелких богов и пропагандировал Культ Творца, который, однако, не вмешивается активно в дела этого мира, ибо сам создал законы его развития. Творец безличен, но проявляет себя в различных Аспектах, которые непонимающие истинной сути вещей считают богами, ответственными за тот или иной домен. Следует отметить, что под Творцом понимается не столько конкретный (личностный) Демиург, сколько некий аналог платоновской Первопричины...

Флосс дал своей вере то, что не имеет ни один из культов "олимпийского типа" - теологию, философию и этическое учение, построенное на понятии Света и Тьмы. Свет в рамках концепции означает не свет от лампы, а, скорее, естественное стремление человека к добру и знанию и следование законам мира, которые продвинутый человек, кому бы он не поклонялся, постепенно познает в полной мере. Отсюда Просвещение, под каковым понимается как евангелизация, так и образование: Человек должен стремиться к постижению сути вещей, отсюда поощрение науки, если ее развитие происходит в рамках религиозной этики.

Заслуги Флосса оказались так высоки (согласно его официальному жизнеописанию, именно он инициировал всеобщий союз против Хаоса и нашел способ нейтрализовать Запад-тлотля), что после смерти он тоже удостоился божественного статуса, хотя в рамках учения его почитают скорее как пророка, нежели Аспект.

В рамках ТР флоссианский священник может быть приравнен к классическому клирику - орден (который указывает на предпочтительный Аспект) диктует выбор доменов и соответствующие дополнительные полномочия.

Параллельно с основной религией существует еще некоторое количество незапрещенных культов тех божественных сущностей, которые флоссинаство воспринимает как Аспекты. В первую очередь это культы тех сущностей, которые были изначально заложены Демиургом - богини исцеления, бога-покровителя удачи и торговли (естественно, еще и воров, но этот аспект не афишируется), покровительницы плодородия и сельского хозяйства. Во всяком случае, храмы этих направлений, безусловно, есть в любом большом городе.

Из богов, не признанных Аспектами неофициально почитаются также Сет, Арион, немного Витшас и под большим секретом Шваар, культ которого возник как своего рода антифлоссианство.


Вопросы магии

Стоит напомнить, что магия в Сигерии развивается под активным патронажем государственной религии и обучение в Сигерийской Академии Магии обязательно включает в себя знакомство с флоссианской церковной доктриной (вплоть до первичной подготовки священника в ряде случаев), после которой идет обучение собственно магии. В основном это было нацелено на то, чтобы маги придерживались определенных этических принципов и единой теоретической базы , не говоря уже о контроле со стороны религиозных лидеров.

Кроме этого, базовая религиозная подготовка дает им возможность использовать некоторые магические жезлы или робы, которыми обычно пользуются священники Флосса, проводить некоторые ритуалы и даже на минимальном уровне отгонять нежить. Более того, в случае если священник решит переквалифицироваться в маги, это будет один из немногих случаев, когда Господь не лишит его своего благословения, и после дуал-классации он будет продолжать иметь доступ к чарам. Все это привело в свое время к весьма активному развитию магии и на долгое время обеспечило сигерийцам серьезное преимущество в этой области над всеми соседями в период Светлых Походов.

Магических школ и организаций существует достаточно много - от Ордена Божественного Света, существующей под патронажем патриархата (и достаточно большое количество обучающихся там магов является бывшими священниками), до легально зарегистрированных там как научное общество Некрореалистов. Все эти организации, равно как и частнопрактикующие маги, находятся под госконтролем - с налогами, лицензиями, простановкой штампиков в спеллбуках и прочими радостями. Каждый уважающий себя частнопрактикующий маг обязан иметь диплом, полученный в соответствующем учреждении, разрешение на право заниматься такой практикой, и в обязательном порядке носить мантию своего цвета, обозначающую избранное направление/специализацию.

Цветов мантий (так называемых ветвей) существует пять. Более подробное описание смотри в файле по магическим школам, - хотя там описаны в основном Белые маги, в отношении остальных цветов действует то же самое правило.

  • Белая - в основном защита, предсказание, бытовая магия, плюс классический Авjuration, в котором они специализируются, плюс White Necromancy и некоторые чары, построенные на использовании света или позитивной лучистой энергии. Не используют, соответственно, Черную и являются самым распространенным направлением, активно действующим под контролем церкви.
  • Красная - боевые маги, чей набор чар построен на Evocation Conjuration плюс некоторое число иллюзионной, предсказательной или защитной магии
  • Серая - академическая, научная магия, включая алхимию и инструментальную (называемую также серой) Necromancy Специалисты работают преимущественно с магией превращений (включая анимацию), Elementalism-ом всех типов или Enchantment-ом как техникой наложения магии на предметы. Не используют внешние иллюзии или вызывание существ и стараются воздерживаться от "синей", малопригодной в изучении природы.
  • Синяя - работа с сознанием (главным образом, массовым), в том числе иллюзии и очарование. Основной тип мага-чиновника. Не используют по этическим соображениям магию энергий или некромантию, не любят "красную", как ненужную им в работе с людьми. Специалисты они, как правило, в Enchantment/Charm, Mind или Divination.
  • Черная есть не только Black Necromancy или иная "вредоносная магия". Маги этой ветви - также специалисты в иллюзиях, анимации и ментализме. Выраженный духовный аспект. Некромантия классического типа в смысле гадания по трупам или разговоров с духами мертвых. Не используют магию типа Invocation/evocation, и прочие заклинания "белого" типа.

    Сигерийское право весьма сложно и запутанно, однако позволяет разрабатывать многие вопросы, например, относительно магии и преступлений с ее применением. Его основная догма, заключается, однако в том, что цвет есть у мага, а не магии, и судить мага надо не за выбор чар, а за их применение. Запретных школ магии, охоты на ведьм и костров Линча, и практики инквизиции как специальной структуры, направленной на борьбу с ересями или темными культами, нет, но использование "небелой" магии в черте города (за вычетом военных или служителей флоссианской Церкви), как и ношение оружия, строго запрещено законами, а шваариты подлежат казни по законам военного времени.

    Вторая магическая традиция, евнухи, возникла в Сигерии как определенная альтернатива Белым магам, т. к. евнухи всегда были подконтрольны двору Автократора, а не Церкви. Что же до оскопления, то еще со времен Древней империи считалось, что кастрация помогает чиновнику избавляться от лишних эмоций, а также стимулирует честность, так как накопленные богатства все равно некому будет передать. Евнухи считаются более лояльными, что обусловлено еще и тем, что в данном случае применяется не физическое оскопление, а магическое воздействие, в результате которого новый евнух получает бонус к Интеллекту и Мудрости (говоря языком гейм-механики - а точнее, к памяти и логическому мышлению...), наряду с пониженной уязвимостью к воздействию на сознание и эмоции.

    При последних Спелеологах влияние евнухов упало... Во многом сейчас ими комплектуются должности, связанные с повышенной секретностью.


    Право, Криминал и приключенство

    Тут ситуация двоякая. С одной стороны, развитое право питает уважение к человеческой жизни. По сравнению с иными регионами ношение оружия гражданскими лицами редко - даже полицейский обычно не применяет летального оружия, предметом туалета и самозащиты является обычно не меч, а жезл-трость (клинок внутри встречается нечасто), а джентльмены предпочитают выяснять отношения при помощи кулаков. Воспитательный эффект тот же, а побежденный жив.

    Кроме того, в стране развита методика сыска, в т. ч. и с применением магии, и существует полицейский аппарат, которым государство может гордиться. По сути, сигерийская полиция тоже представляет собой самостоятельную рейнджерскую традицию, которая рассчитана на взятие преступника живьем и знакомство с азами бюрократии, включая магию этой направленности.

    С другой, наряду с Биллем о Правах, гарантирующим гражданам определенные свободы действует Закон о Бродягах, согласно которому не имеющий собственности, работы и земли направляется на принудительные работы, а в случае повторной поимки может быть заклеймен, а впоследствии и повешен.

    Наем торговыми союзами или частными лицами групп приключенцев также официально не поощряется.


    Вследствие этого большинство криминальных организаций или представляют собой "клубы джентльменов" (отсюда и пошел чисто ситгерийский термин "джентельмен удачи - благородная авантюра - одно, а постоянная работа с целью обогащения - совсем иное), или занимаются не совсем воровством, - их основным родом занятий является мошенничество или контрабанда, в основном "предметов раскопок".

    Так, Братство нищих, - по слухам, часто используется евнухами для сбора сведений об окружающих государствах в обмен на отсутствие репрессий, положенных по отношению к его членам согласно Закону о Бродягах. Тем не менее, на собственно сигерийских дорогах их немного.

    Не менее известна Гильдия Контрабандистов, оперирующая в основном к западу от Армира, хотя сейчас отдельные ее члены пытаются обойти Пиззахуда в торговле со Степью, благо, не только прошел слух, что он навел какие-то мосты в Заззу*ин, но на черном рынке и впрямь стало возможным купить механические предметы вэтланского происхождения (часы, зажигалки и т.п.). Пока это всё заканчивалось безрезультатно и со смертельным исходом для лазутчиков.

    В Трупзоне - городе, расположенном недалеко от входа в пустыню, есть даже гильдия Сталкеров - профессиональных проводников по пустыне, которую они знают наравне с тамошними эльфами, и мертвым городам. Но даже они не приближаются к Эпицентру, вкруг которого, по слухам, обитают даже гитъянки, с которыми пытается найти общий язык Серый Дракон. Радиация не спала до сих пор, и многие из Сталкеров умерли от мутаций, которые неминуемо начинают проявляться при активном приключенстве там. Поэтому что находится севернее эпицентра, не знает никто - туда просто не доходили.

    Последнее известное мероприятие, закончившееся возвращением живыми и невредимыми большей половины участников, было попыткой группы героев во главе с Джоном Сен-Деанной (известный рейнджер-Библиограф и охотник за знаниями, по совместительству преподающий древнюю историю и археологию в Трупзонском университете) добыть из Храма Судьбы Заветный Ковчег с текстами проповедей Флосса, или, вернее, не дать заполучить его швааритам.

    К полукриминальным организациям можно отнести и некоторые торговые союзы. В первую очередь, Два Ключа, которые в последнее время активно сращиваются с местными властями, тайно заводят, где могут, собственные вооруженные отряды, а на Новой Границе вообще превратились в "Ост-Индскую Компанию". В его процветании главная заслуга принадлежит его нынешнему главе Гарамну Барру, который начинал как вынужденный "уйти в зарабатывание денег на маткомпоненты" синий маг, но сейчас контролирует ситуацию вплоть до Армира, став одним из финансовых тузов общерегионального масштаба. Однако его мечта - наладить постоянное торговое взаимодействие между Востоком и Западом.

    Подобной практики придерживается и компания "Факел", монополизировавшая поставки Живого Огня по всей Пустыне и стремящаяся открыть филиал в Тексайе, где тоже недавно нашли его месторождение.

    Искусство политического (и не только) убийства есть, хотя ассассин по-сигерийски - это не человек с ножом в темноте. Сигерийские отравители, распространенные теперь и в других регионах, - спецы по улаживанию политических проблем, обученные и искусству интриги. Оружие не любят и из принципа стараются не травить ядами, действующими через удар отравленным клинком. Современное развитие там парфюмерии, аптечного дела и мода на разведение экзотических цветов явились побочным продуктом их деятельности.

    Вторая организация убийц, про которую известно крайне мало, называется ИСТИНА и состоит из борцов с врагами Единого Истинного Пути, уничтожая тайных швааритов или иных культистов там, где закон может быть бессилен.

    Считаются, что Подсматривающие как группа профессиональных шантажистов, специализирующиеся на сборе или организации заказного компромата и разрушившие не одну судьбу или карьеру, вышли из Сигерии, но там их деятельность официально запрещена, и на текущий момент они стремятся перебраться в другие регионы.


    Новейшая история региона

    Последние десятилетия были для страны периодом значительных проблем. Юный Автократор Борисп III быстро окружил себя прихлебателями, большая часть которых была приобретена в спортивных залах во время его юности и была знаменита скорее своими достижениями на этой ниве или неумеренному употреблению алкоголя, к которому Автократор был приучен с детских лет.

    Образованная придворная клика начала заниматься исключительно собственным обогащением, одним из проявлений которого стало развитие сукновальной промышленности и сгон крестьян с земли для создания пастбищ. Развитие огораживания привело к появлению значительного количества лишенных земли крестьян, которых пытались мобилизовать на работы по строительству новых дворцов и увеселительных заведений.

    В результате деятельности клики страна оказалась на грани восстания, и рейтинг династии было решено поднять победоносной войной против западных варваров, подарить Автократору на его день рождения "маленькую победоносную войну" против искерских горцев, которая так и вошла в историю под названием Войны на День Рождения (Birthday Gift War).

    Под надуманным предлогом защиты миссионеров сигерийцы на шесть месяцев захватили треть Долины Бессмертных и начали устанавливать свои порядки, но тут с гор спустились отважные герои варваров Ульям Безумный Савсэм, также называемый Ульям Волос Дыбом (клан Мак'трой) и Бруз Бронированные Кулаки (клан Мак'шмар), которые возглавили сопротивление и выбили их оттуда так быстро и с такими потерями, что на склонах ущелья Лох-Круассан до сих пор видны пятна крови. Разбив еще одну посланную на подавление восстания армию, горцы решили не останавливаться, перешли Лайн, и двинулись на столицу.

    Появление вторженцев на территории Метрополии вызвало бурю - последний раз такое случалось более двухсот лет назад, перед походом на Тхэй. К тому же, будь это вторжение со стороны Пустыни, оно было бы воспринято адекватно - но терпеть унизительное поражение от каких-то дикарей!! К тому же власти ощутимо медлили, опасаясь, что переброска войск из столицы оставит режим без охраны и может вызвать восстание городских низов.

    Варвары были остановлены на переправе через реку Ярроу, которая с того времени стала чрезвычайно популярной в слезливых или героических балладах. Подробности "чуда " известны мало, и некоторые фанатики утверждают, что, судя по внешним эффектам типа кровавого дождя, господь Флосс явил чудо, спася богоизбранный народ. Есть, однако, и иное мнение, что только мужество, воинские таланты и некоторые дополнительные умения некоего пехотного капитана не дали варварам шанса прорваться к Метрополю. По мнению командования, посланная задержать варваров на переправе когорта, безусловно, должна была погибнуть, просто остановив варваров на необходимое время, но ее командир совершил невозможное - в битве на реке трупы действительно громоздились горами, а вода стала красной от крови своих и чужих. К концу сражения, когда остальная армия, наконец, соизволила подоспеть, варвары были перебиты все до единого, а от сигерийцев остался тот самый капитан, ушедший после этого случая в отставку, присоединившийся к нему полковой военврач и около дюжины почти сошедших с ума солдат. Так Эллиот Спенсер, по сути, спас правящую династию (что и определило достаточно благоприятное отношение к нему и его обществу).

    После этого в своде законов была обнаружена поправка, согласно которой Бориспа вследствие его пристрастия к спирту можно было продолжать считать "малолетним императором", при котором надлежало назначить регента. Сейчас в этом качестве страной управляет его старшая сестра Евпатория Спелеолог - умная и образованная женщина, сумевшая окружить себя достойными государственными деятелями наподобие главы дипломатической службы Якова Овизия известного своим острым слогом (язык он потерял в долгих перипетиях карьеры профессионального дипломата) и нетрадиционными пристрастиями ("но мы его любим не только за это!!") или первого министра Аллегрия Макрина, и проведшая серию административных реформ. Помогло решить многие проблемы, как бы оттянув туда значительную часть маргинальных элементов, и усиленное освоение второго континента.


    Территории Автократии

    На запад от собственно Сигерии лежат населенные кланами варваров Западные Пределы. Этот район сильно пострадал при катаклизме и до сих пор мало изучен из-за большого числа аномальных зон, взаимоотношения Сигерии с населением которых напоминают "несение бремени белых" (или времена князя Святослава) попытками заниматься культуртрегерством и распространением Истинной Веры, переходящим в форсированное просвещение и военную экспансию.

    Непосредственно к Сигерии примыкают Искерские Горы - продолжение Хребта конца Мира после Трупзонских ворот. Кланы предгорья и обитатели долин более цивилизованны и из них часто набирают охрану автократоров, выше вверх - помесь горной Шотландии с Чечней. Все они носят клетчатые бурки и папахи зеленого цвета и ходят с клейморами на плече и кинжалами за поясом. Любимое развлечение после кровной мести - похищение невест и стрельба по подброшенным в воздух яблокам на следующей обычно затем свадьбе (хотя не обязательно под волынку). Еще говорят, что ряд племен имеет примесь крови гигантов, что и обеспечивает их более высокий рост и героическую комплекцию.

    Большую половину южной части региона к востоку от Сигерии занимает Тексайское плато, которое служит основной базой для развития коневодства. Там и выводят ту породу тяжелых боевых коней, что носит название "тыгбыдым". Центральной власти нет, и ситуация в чем-то похожа на Дикий Запад с примесью индийского кино, разве что вместо ганфайтеров друг в друга кидают ножи или дарты. Тексайский нож - хорош не только для метания или уличной драки. Часто применяется в паре с дубинкой или другими короткими сельхозпредметами... Из обладающих властью деятелей, которых по общетексайской традиции называют генералами, наиболее силен генерал Чи-Саура, известный темными очками, топором на поясе, гвардией с говорящим названием "гориллас" и единственным сделанным из бетона дворцом, в каждом из блоков которого был заживо замурован его политический противник.

    Стандартным земледелием на плато заниматься нельзя из-за климатических условий, вследствие чего Сигерия на него особо не претендует. Распространены рабство (истинный тексаец считает недостойным себя работать на земле) и характерный тип традиционного (мыльного) театра-оперы (хотя поют только положительные персонажи), посвященного женским проблемам, где даже мужские роли играют женщины. Забавно, что, хотя на плато много мертвых магических зон и даже местная рейнджерская традиция (Сигерия, между прочим, часто набирает свою легкую конницу оттуда) полагается скорее на пси, именно Тексайя - родина одного из высоких магов-приключенцев, широко известного под псевдонимом Эль Монстер.

    Северный край плато образует второй по значению в регионе горный массив Дор-Тексай. В Темные века отроги гор служили своеобразным убежищем, сформировавшим дор-тексайскую полиэтничность. А так как структура кантонов не позволяла им отрываться далеко от своих баз и вести активную завоевательную политику, в течение всех упомянутых выше войн или нашествий Дор-тексай варился сам по себе. Присоединить его на каком-то этапе, конечно, пробовали и Сигерия (в начале Светлых походов), и Айязиды, но в обоих случаях война не заканчивалась удачей - Теократия пала, а прочие поняли, что Этих лучше нанимать, чем покорять, ибо плата за услуги все-таки меньше, чем затраты на возмещение ущерба от набегов. Сейчас его жители хорошо известны как профессиональные наемники, основным оружием которых служит меркада или меркадера - polearm, эволюционировавший из посоха-альпенштока. Сигерия использует их в качестве элитных отрядов, а Пятнадцатиградье - в качестве щита против Армира. Поражение в последней войне связывали с тем, что Борисп решил сэкономить на наемниках и не отправил в горы тексайцев.

    Наемничество воспринимается как своего рода отходный промысел и наиболее престижная профессия. Может, именно это и сформировало основы дор-тексайского строя, представляющего собой улучшенный вариант "военной демократии". Отсутствие центральной власти и кантональная организация сочетается с общей военизированностью, а жесточайшая военная дисциплина - с правом общего собрания солдат решать многие вопросы и даже диктовать свою волю офицерам. Дор-Тексай имеет достаточно героев - от Лесли Грайма, который с меркадой в руках разогнал триста человек и сумел остановить Аватару в Черном, до создателя традиции наемничества Кенсия Лектуса, чей трактат по военному искусству "Тактика Парадокса" считается на Западе наилучшим произведением на эту тему.

    На юге владения Автократии распространяются на лежащий через пролив Второй Континент (провинция Новая Граница) - его исследованная на сегодняшний день часть представляет собой тропические джунгли, населенные дикими эльфами и некоторое количество построенных городов, в том числе столицу провинции Вайет-Конгополь. Эксклюзивного права на торговлю и освоение новых земель практически добился торговый союз "Два ключа", сумев после гибели от магии Ду-ву своего прежнего руководителя Харвея Линдона пересмотреть экономическую стратегию (перейдя от захвата земель и создания латифундий к трансрегиональнм поставкам стратегических товаров), а заодно нанести дикарям ответный удар - уничтожить известного под прозвищем Великий Бессмертный их главного шамана и деактивировать расположенный глубоко в джунглях Дом Жизни и Смерти - склад заговоренных пуповин, при помощи которых шаманы Ду-ву держали в страхе своих соплеменников.

    Другая освоенная часть побережья Второго Континента, расположенная практически напротив Тексайского плато, зовется Веселым берегом. Несколько городов там тоже являются колониями Сигерии, которая тщетно пытается привести к ногтю и обратить в истинную веру эту косвенно поддерживаемую Армиром пиратскую вольницу, сдерживающую дальнейшее продвижение Автократии на восток. Большинство же - вольные/пиратские республики, обычно с Советом Капитанов во главе. Джунгли там освоены меньше, и большинство городов стоят практически на берегу или в море на сваях из-за обилия мангровых зарослей.

    Между Веселым берегом и Новой границей расположены многочисленные мелкие острова, на которых, как говорят, обнаружили останки древней цивилизации каких-то кайтеков или хайтеков, невидимые чужому глазу обсидиановые самопадающие пирамиды с сокровищами, всякие Power Matrix'ы - плававшие туда в поисках приключений капитаны судов рассказывали полную жуть о драконах с размахом крыльев в милю, выходящих из моря ордах анацефалов, затонувших храмах неизвестного демона с восемью плетьми вместо рук, каких-то Коронах или Коровах Славы (сквриссах -?), и т. п.

  • 20/11/2002
    Sardagon
    Sardagon


    Статья, как и водиться, отличная!
    Но вот, помниться, кое-кто обещал в статье по Сигерии подробно рассказать о некрореалистах. Хм? :-)
    01/12/2002
    мамай
    мамай


    Батальон, к которому приписан маг, это часть легиона,отряд наемников или катафрактов?
    Восстановлено по Way Back Machine: [1].
    © 2018–2020