Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019
Четыре царства русских сказок
иллюстрация, к сожалению, восстановить не удалось. если у вас есть — присылайте!
Многие русские сказки оперируют географическими понятиями, такими, как Синие горы, Белые воды, остров Буян и т.п. Часто в сказках можно даже обнаружить зачатки политической карты сказочного мира. Помимо того государства, в котором происходит основное действие (это может быть Тридесятое царство или Земля Русская), главные герои отправляются в близлежащие и даже весьма отдаленные страны, населенные, по-видимому, иными племенами. Вот вам прообраз фантастических географических карт, которые стали неотъемлимой чертой жанра фэнтези.

Карту сказочного мира мы прежде всего можем увидеть в тех русских сказках, где герою приходится много путешествовать в поисках какой-либо драгоценности, будь то жар-птица, молодильные яблоки или прекрасная королевна. Примерами этому являются широко известые сказки о поисках жар-птицы Иваном-царевичем или поиске "того, сам не знаю чего", удалым стрельцом. Рассмотрим "Сказку об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" из афанасьевского сборника и попытаемся определить, существовали ли в реальности упомянутые в сказке земли.

Данная сказка упоминает, помимо "некоторого царства" царя Выслава (основное место действия) еще 4 других царства, путь в которые из владений Выслава далек (за тридевять земель). Ясно, что под царством Выслава имеются в виду территории Руси, а Иван-царевич - русский герой.

Другие 4 царства, куда Ивану приходится ехать на сером волке, это Берендеево, Далматово, Кусманово и Афроново царства. Сразу оговоримся, что читатель может самостоятельно придумать, с каким царством следует соотносить Афроново; укажем лишь, что существует такое мужское имя: Афрон. Вариант сопоставления данного царства с Африкой наиболее забавен, но слишком смел.

Несколько определеннее можно говорить о том, что представляло в реальности царство Далматово. Собственно, имя Долмат также существовало, но представляется, что здесь царство не просто так названо в честь некого царя Долмата. Далмацией (Dalmatia) называется историческая область на западном побережьи Балканского полуострова, омываемая Адриатическим морем. Сейчас это территория Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Черногории и Албании. Название употреблялось со времен Древнего Рима. Далмация издревле была заселена славянскими племенами. Можно только догадываться, действительно ли в русскую сказку попало название этой славянской исторической области; тесных контактов в эпоху средневековья между Далмацией и Русью, кажется, не было, но отдельные купцы со Средиземного моря могли приезжать.

Гораздо определеннее можно проводить аналогии между двумя оставшимися царствами и некоторыми соседями Древней Руси. Берендеевым царством в сказке управляет царь Берендей, и это явно неславянское имя благодаря Островскому (он, видимо, не относился к числу знатоков русского фольклора) попало в "языческую" оперу "Снегурочка". Само же название царства, по всей видимости, восходит к названию кочевого народа - берендеев. Это тюркоязычное племя (родственное печенегам), судя по русским летописям, обитало в 11-12 вв. у юго-восточных рубежей Руси. Берендеи с 12 в. платили дань русским князьям и вошли в состав т.н. "черных клобуков" - кочевых племен, которые обязались охранять границы Руси от набегов других народов, живших далее к югу и востоку. После 12 в. берендеи в русских летописях не упоминаются, видимо, они слились с половцами или другими кочевниками. Итак, описанное в сказке Берендеево царство успешно локализуется как реально существовавший сосед средневековой Руси.

Что касается Кусманова царства, то его можно попытаться найти в тех же временных границах, в которых мы обнаружили царство берендеев. Если возводить название Кусманова царства к Кумании, то это будет царством половецкого племенного союза. Куманы - одно из названий половцев, а Куманией называли земли их кочевий (до того, как они двинулись на запад и вытеснили печенегов). Разделяли Черную и Белую Куманию как земли, лежащие по разные стороны Волги. Под Кусмановым царством в сказке, вполне возможно, подразумевались половецкие земли.

Интересно, что половцы могли фигурировать в русских сказках и под иными наименованиями. Часто появляющееся в сказочных текстах название Салтанова царства (или царства царя Салтана) может восходить к названию половецких удельных князей - салтанов. В иерархии половецкой знати салтаны занимали промежуточное положение между беками (или биями), мелкими боярами, и ханом, соответствовавшим великому князю или царю. Салтан стоял во главе отдельных половецких племен (родов), и мог восприниматься как аналог русского князя (отсюда царь Салтан, правильнее царь-салтан). Салтан, как мы помним, появляется в качестве царя и в пушкинской сказке.

Если пострараться и проявить некотрую наблюдательность, то даже в сказках можно найти отражение реальной истории и, как в случае настоящей статьи, политической географии.

Николай Пегасов

Восстановлено по Way Back Machine: [1].
© 2018–2019