Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019
РПГ не только для РПГ

Примечание автора: Это сокращенный вариант доклада для дирекции лицея, чем и объясняются некоторые особенности слога.

Должен отметить, что ролевые игры, достаточно хорошо известные молодому поколению, далеко не всегда воспринимаются старшими с пониманием. Туристический поход или театральная студия - это понятно. Ролевые игры - нет. К тому же, в массовом сознании сформировался определенный знак равенства между ролевыми играми и толкинистским движением, которое на текущий момент давно превратилось в молодежную тусовку, мало чем отличающуюся от панков или хиппи.

Поэтому ролевые игры часто обвиняют в том, что они отвлекают школьников и студентов от занятий, уводят их в выдуманную виртуальную реальность, что делает их еще менее приспособленными к жестоким реалиям окружающего мира, формирует у них мистическое восприятие окружающего, делая их более уязвимыми для воздействия на них деструктивных религиозных учений, или, как у нас принято говорить, тоталитарных сект.

Если воспринимать ролевые игры исключительно как развлечение, эти обвинения будут достаточно правомерными. Однако, и я, и многие мои сверстники, увлекшись ими сначала как интересной формой досуга, очень скоро увидели в ролевых играх возможность чего-то гораздо большего. Ведь очень многое зависит от того, кто руководит игрой и какие задачи он ставит перед игроками. Именно поэтому сейчас ролевые игры данного типа и начинают притягивать внимание педагогов и психологов, а эксперименты по использованию игр для развития творческого потенциала предпринимались моими товарищами и учениками в целом ряде детских клубов и учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска. Сам я, начав интересоваться такими играми в 1992 г., неоднократно использовал ролевые игры в учебном процессе Школы молодого востоковеда, которой я руководил с весны 1991 г. до осени 1996 г., что способствовало гораздо более глубокому усвоению материала программы Школы, с которой были напрямую связаны сюжеты игр.

С тех пор, как ролевые игры впервые появились в Америке в конце 60-х - начале 70-х годов, они воспринимаются уже не только, как увлекательное развлечение (которым они, безусловно, остаются), но и как системы творческого ролевого моделирования, применимые в самых разных областях и, безусловно, развивающие творческие способности участника игры.
И исходя из нашего общего опыта, представляется, что можно выделить целый ряд направлений применения игр такого типа для школьников и студентов с тем, чтобы из увлекательного развлечения они превратились в нечто большее и у нас.

Первое. Ролевые игры можно использовать для углублённой проработки какой-то конкретной темы в рамках учебного процесса. Можно создать сложный, развитый сюжет, многоплановое действо, которое может разыгрываться в течение полугодия или всего учебного года, а включаемые в него элементы сюжета строить так, чтобы решение игровой задачи было невозможно без активизации знаний, полученных в ходе учебного процесса, или обращения к дополнительной литературе, в том числе и классической художественной. По такому принципу строились игровые сюжеты, которые я разрабатывал для Школы молодого востоковеда.

Другим вариантом применения ролевых игр с образовательными целями является ознакомление игроков в ходе игры с определенными философскими проблемами, понимание которых важно для правильного постижения отдельных, вызывающих трудности, тем в курсе литературы, философии и т. п. В этом случае ролевая игра дает возможность как бы почувствовать тему изнутри, часто на своем собственном примере.

Второе. Живая и раскованная обстановка игры очень способствует развитию воображения и творческих способностей вообще. Ведь от игроков требуются актёрские способности, нестандартное мышление, умение "создать" своего героя или выразить себя в различных формах литературно - художественного творчества, развивает и обогащает устную речь. Управляя игрой, ведущий может стимулировать игроков на подобные действия – по аналогии с тем, как учащиеся ШМВ во время ведения модуля по Дальнему востоку занимались написанием хокку непосредственно в ходе игры.

Третье. Можно рассматривать ролевую игру и как своего рода психологический тест, а также - метод психологического тренинга. Во время игры человек, как правило, творит своего героя по своему образу и подобию или таким, каким бы ему самому хотелось быть. Таким способом можно выяснить, насколько игроки способны общаться с людьми, активно взаимодействовать, ориентироваться в реальной жизни. А поскольку приключение рассчитано на группу игроков, ролевая игра является и своего рода тренингом работы в команде, обучает умению общаться с людьми, взаимодействовать с членами группы.

Затем, выяснив проблемы игрока, ведущий может выстраивать сюжет так, чтобы по ходу приключения его герой сталкивался с такими проблемами, преодоление которых в процессе игры способствовало бы разрешению этих проблем в его реальной жизни. Действуя в рамках сюжета, игроки попадают в острую житейскую ситуацию, переживание и разрешение которой служит как бы тренировкой разрешения подобной ситуации в реальности или ее профилактикой.

Таким образом, ролевая игра может оказаться и определенной школой жизни.

14/01/2004
Helghi
Helghi


Очень правильная постановка вопроса. Особенно в том, что касается "преодоления проблем". Многие это на себе прочувствовали, но мало кто может внятно это высказать. Тем более что за 2 года статья актуальности не потеряла (к сожалению): слишко мчасто приходится растолковавыть, чем именно мы занимаемся и зачем это нужно. И объяснения, увы, сильно напоминают оправдания: ну не ерунда это, не ерунда!!
Восстановлено по Way Back Machine: [1].
© 2018–2019