Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019
Загадка "НПИ" или несколько непечатных слов о "Настольно-Печатных Играх"
08/10/2001
Norman Desmond
Norman Desmond


ЗАГАДКА "НПИ" или НЕСКОЛЬКО НЕПЕЧАТНЫХ СЛОВ О "НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГРАХ"

"Трое игроков берут четыре фишки, причем пятый все время выкидывает... После того, как лиса оказывается съеденной, она делает четыре хода назад..."
(Из старого советского кинофильма "Подкидыш")

Тут меня недавно спросили: во что бы поиграть тусовке? Скажем, мультиплеера на компе нету, MTG-шные колоды - не у всех, в ролевку - без ведущего не выйдет, в шашки-шахматы - так народу больше двух, в подкидного - не катит, в бутылочку - вроде бы выросли...

Странно, но лет 20 назад так вопрос не стоял. Потому что не забыли еще о существовании такой вещи, как НПИ...

ПЕРВОЕ НЕПЕЧАТНОЕ СЛОВО - НА БУКВУ "П":
П у т а н и ц а

Начну с терминологической путаницы. В статьях про D&D, GURPS, "Эру Водолея" и т.д. упорно употребляется выражение "настольные ролевые игры". А почему собственно, "наСТОЛьные", а не "наСТУЛьные", "наДИВАНные" или даже "наТАБУРЕТные", спрашиваю я? Какая разница, где примостят свои пятые точки "ДМ"-ведущий и "приключенцы"-игроки? Я понимаю так, что термин "настольные РПГ" имеет своей целью не спутать сидение в квартире с беготней на природе (РПГ полевые), и с зависанием у монитора (РПГ компьютерные). Но, вообще-то, "настольные игры" в классическом понимании - это то, что у них там называется board-games. Перевод, конечно неточный, если дословно, то "board-game"(англ.), "brettspiel"(нем.) или "gra planszowa" (польск.) это... ну, "игра на доске, на игровом поле", то есть... тьфу, получается "полевая игра"! Ну вот, сам запутался.

Ладно, не мудрствуя, попробую-ка я в этой статье ввести официальный советский термин, который пишут, например, на вывесках в "Детском Мире" - "Настольно-Печатные Игры". (Видимо, они тоже боятся путаницы с "настольно-НЕпечатными" - теми, что делают не из бумаги - шахматы, шашки, домино, лото и т.п.). Ролевые, а также коллекционно-карточные в категорию НПИ я бы не вводил (хотя бы потому, что у них нет вышеупомянутого "поля").

ВТОРОЕ НЕПЕЧАТНОЕ СЛОВО - НА БУКВУ "Х":
Х о д и л к и

Итак, НПИ. Кубик, фишки, картонное поле со стрелками и текстами типа "Я тороплюсь, но вот беда, поехал и попал... сюда!". Как ни трудно представить себе те древние времена, когда ни ролевых, ни компьютерных игр не было еще и в проекте, но тогда именно НПИ заполняли игровой досуг.

Однако совковая игровая индустрия не баловала наших "докомпьютерных пра-геймеров" разнообразием. Подавляющая масса продукции фирмы "Малыш" была по жанру тем, что ныне называется "ходилки". Произошли они от "гуська" (см. приложение) и не только не развились, но наоборот, деградировали. Поэтому, когда любители НПИ вырастали из штанишек "малышовых" игр, им приходилось заниматься самопалом. Например, старшеклассники рисовали на листе ватмана клетки с иностранными словами, вырезали из тетрадных листов рукописные "доллары" и передавали из уст в уста правила - эта кустарная забава называлась манящим зарубежным словом "Монополия"... Или коллекционеры солдатиков выстраивали свои армии на полу, воображая себя Александром Македонским или Кутузовым, и воевали - по собственным игровым законам... Или картежники, используя древние, как мир, 36 карт, создавали криминальную "Мафию", предтечу РПГ...

Чего же не хватало нашим докомпьютерным геймерам в официальных играх? Выражаясь современным языком, ИНТЕРАКТИВНОСТИ. Проще говоря, свободы выбора. Как и все члены тоталитарного общества, так и игроки должны были ходить только по стрелкам, заботливо нарисованным умными дядями. Шаг влево-вправо, как в реальности, так и в игровом мире, строго карался. (И это сказано не ради красного словца - см. в приложении историю "Пиратов").

ТРЕТЬЕ НЕПЕЧАТНОЕ СЛОВО - НА БУКВУ "Г":
Г л а с н о с т ь

Но вот в конце 80-х узкий круг доступных советским игрокам НПИ был прорван вместе с "железным занавесом". Молодые предприниматели, вспомнив свое детство, начали производство, конечно же, с незабвенной "Монополии" (см. приложение). Затем появились первые ростки других жанров: стратегических ("Геополитика"), приключенческих ("Чудовище Джио-Джанги"), научно-фантастических ("Планета астронавта Пиркса") и даже ужастиков ("Призраки замка Ферро"). В основном это была продукция ныне полузабытой фирмы "Летра-Релакс"; помнится, в "Джио-Джангу" играли даже... по радио.

Тогда же впервые попытались поставить НПИ на службу политике, например, АО "ИГРОКОСМ" издало игру "Президент" специально "для дерзких молодых людей, мечтающих стать президентом и привести свою страну к процветанию".

А в Питере любители из группы "Осень" попытались в рамки НПИ втиснуть целую РПГ ("Заколдованная страна")...

Но тут грянула революция ПК, и все потенциальные потребители продвинутых НПИ отшатнулись от них - в сторону несравнимо более прогрессивных, красочных, наконец, просто модных компьютерных игр (для которых и партнер-то не был нужен). А издателям пришлось вновь переориентировать свой рынок - и магазины опять наводнились во всех смыслах дешевыми ходилками, в которых интерактивностью и не пахло.

Казалось бы, все логично, "молодым - дорога, старикам - почет". Но взглянем на проблему с другой стороны...

ЧЕТВЕРТОЕ НЕПЕЧАТНОЕ СЛОВО - НА БУКВУ "Б":
Б у г о р

...точнее, взглянем из-за бугра. Помню, был там я в конце 90-х. А именно - в Германии. И заглянул в городской клуб с выразительным названием "Spielrausch", что переводится, как "Упоение игрой". Я знал, что там собираются не шахматисты, и не бриджисты (даже MTG-шники встречались в другом месте). Увиденное превзошло все мои ожидания. Солидные седовласые немцы под пиво и яичницу резались... в обыкновенные НПИ! В "Ave Caesar" (гонки колесниц по древнеримскому цирку), в "Lowenherz" ("Львиное сердце", строительство средневековых замков), в "El Caballero" (захват южноамериканских колоний), в "Pfeffersacke" ("Мешок перца", купеческая торговля эпохи Ганзейского Союза), и даже в "Kreml" (политическая стратегия в СССР сталинских времен), и т.д., и т.п.

Я ощутил эйфорию - мне-то казалось, что психи вроде меня есть только в России (да и тех немного), а тут, в центре Европы, таких, оказывается, куча в каждом городе! На мой резонный вопрос: "Может, это разница менталитетов?" последовал резонный ответ: "Нет, Вы знаете, еще лет 5 назад таких и у нас считали... (выразительный жест пальцем у виска), а сейчас - вот..."

И тогда я понял - это волна нового интереса к НПИ, вызванная разными факторами - и пропагандой семейных ценностей, и некоторой усталостью от игр с бездушными машинами, и триумфом нового жанра TCG, и многим другим. И это волна, которая идет с Запада на Восток - то есть, скоро накроет и нас.

Они-то к этому готовы были давно, у них - сотни фирм, сети магазинов, клубов и музеев, десятки специализированных журналов, выставки и смотры - вполне сопоставимые с Каннским кинофестивалем или, скажем, с Е3 - те же стенды, презентации, турниры игроков и конкурсы производителей. (Кстати, на одном из крупнейших - в Эссене в 1995 году спецприз получил Р.Гарфилд за Magic: the Gathering). Среди конкурсантов присутствовала даже воюющая Югославия, а Россия не участвовала ни разу. (Что там говорил Верещагин про державу?..)

Об интеллектуальном уровне западных НПИ отечественные геймеры могут судить хотя бы по тому, что их нередко кладут в основу компьютерных игр. Так, например, Settlers происходит от культовой немецкой даже не просто игры, а целой системы, сопоставимой с D&D, только в жанре НПИ - "Die Siedler von Catan" (она же "Settlers of Catan", см. приложение). Можно вспомнить еще Mechwarrior, Warhammer, Dragon Dice, Dyplomacy, Europe Universalis, Shogun... Есть и обратные примеры - представьте себе в виде кубиков, поля и фишек, скажем, King's Bounty, или Warlords, и даже Sid Meier's Civilization. Я не шучу.

Однако львиная доля этих богатств до сих пор - за железным занавесом. Кроме BattleTech'а с миниатюрами да Warhammer'a больше у нас достать и нечего почти. Ну, вечный хит - варгейм "Risico" ("Риск") от Hasbro. Да пиратски изданный в Питере "Магический меч" (содранный с аналогичных НПИ от Games Workshop). Еще в последнее время на наш рынок рвется такой немецкий игровой колосс, как Ravensburger. Начав с "верняка" - паззлов, они издали на русском некоторые свои НПИ, в том числе "Сумасшедший лабиринт" из культового цикла. Движок - помесь головоломки "15" с элементами фэнтезийного квеста. Кстати, еще в 80-е годы предприимчивые гейм-мейкеры из фирмы "Грант" сперли этот движок и выпустили в более дешевом виде под названием "Цена риска" с кричащими подзаголовками "Охота на мамонта! Борьба за огонь! Опасный лабиринт! Ужас в темноте!". Говорят, народ наклеивал карточки на фанеру(!), чтобы игра работала. А вот уже из области курьезов: эзотерические центры подчас используют в качестве пропаганды через свои магазины переводные игры: "Лила", "Кундалини" и пр., по сути, те же ходилки, но с налетом тантризма. Игрок перемещается не просто по клеткам поля, но по астральным планам, а в качестве фишки рекомендуется использовать что-нибудь заряженное личной биоэнергией, вроде обручального кольца. Но это все даже не цветочки, а так, семечки.

ПЯТОЕ НЕПЕЧАТНОЕ СЛОВО - НА БУКВУ "С":
С в о и

Так что же у нас?

Да, тоже есть фирмы - и не так уж мало. Приведу основные:

  • "ЦПР" (Центр перспективных разработок). Фирма, с 1989 года остающаяся верной жанру НПИ. В ее активе - экономические ("Белая ворона", "Уолл-стрит", "Караван", "Пираты. Сокровища Темпоры"), военные ("Воины Кронотара", "SPACE. Masters of Universe", "Викинги"), фэнтези-квесты ("Синий рубин", "Мир Алахора"), "геймизации" литературной классики ("Затерянный мир", "Руслан и Людмила", "Волшебник Изумрудного города страны Оз"), исторические ("Монастырь Шао-Линь", "Эльдорадо"), феминистские ("Конкурс красоты", "Кулинарное лото") и др.
  • "EGRI" ("Эгри-92"). Фирменная фишка этой компании - непременный элемент викторины в играх любых жанров - будь то экономичка "Синдбад-мореход", или квест-сиквел Конан-Дойля "Охота на динозавров в Затерянном мире", или диггерское приключение "Тайна московского подземелья", или спортивные симуляторы "Королевские гонки. Формула 1" и "Dream Team. Команда мечты".
  • "Русские игры" ("Новые русские игрушки"). При внешней всеядности (от девичьего "Совет да любовь" и спортивных "Мотогонок" - до военно-исторических "Багратиона" и "Торпедоносцев"), особое предпочтение отдается спекуляции на раскрученных названиях - "Чужой", "Хищник", "Армагеддон", "Титаник"... (Впрочем, справедливости ради, они в этом не одиноки. Еще один "Титаник. Спасение утопающих" есть и у "Эгри", у них же - "Охотники за привидениями" - и у ЦПР тоже. См. также следующий абзац.)
  • "Русский стиль". После традиционных сказочных "ходилок" эта контора занимает рубежи фантастики - издает стратегии "Звездные игры": вышел "Эпизод I. Эвакуация" (привет Лукасу!), готовится "Эпизод I I. Чужой" (салют лейтенанту Рипли!). Также в планах военка "Жабоиды" и серия "Звездный десант" (ау, Хайнлайн с Верховеном!)
  • Мало того, и книгоиздательства начали заводить себе подразделения НПИ: "Махаон", "Дрофа", "Росмэн", но особенно удачно - "АСТ". Ее отдел "Astrel-games" действует по принципу, заимствованному у компьютерных фирм - выступает только издателем, нанимая независимых разработчиков - питерскую "Фан-гейм" ("Финансист", "Миллионер"), минскую "Марко Поло" ("Большой бизнес", "Русский бизнес"), а также индивидуалов ("Маклеры и Мафия", "Отель. Всемогущий портье", "Лабиринт Мерлина" и пр). Как нетрудно заметить, из жанров превалируют экономические (за исключением последнего - фэнтези-квеста).

    Прочие примеры НПИ этих и других фирм приведу ниже.

    Есть у нас и игровые журналы - но не для игроков, а для производителей и оптовиков: "1000 и 1 игрушка" и "Планета Детство", в которых - как и на периодических московских международных выставках "Toy & Game" - в одну кучу свалены плюшевые телепузики, оловянные солдатики, НПИ и трехколесные самокаты. (Самое время заметить, что рубрика "Вне компьютера" в "Игромании" - просто как глас вопиющего). Проводятся вышеназванными журналами и конкурсы на НПИ года, но не очень репрезентативные, так как в них участвуют далеко не все фирмы. (Впрочем, в прошлом году в "1000 и 1 игрушке" в номинации "Хобби-игра" победила "Саргона", а в категории "Настольная игра" - "Звезда".)

    Последнее время и клубы растут, как грибы: саргоновские, вархаммеровские, звездинские... (К слову, еще одно немецкое впечатление. Раз в месяц их клубы проводят "день открытых дверей". В большом зале на длинных столах раскладывается клубная коллекция НПИ - около тысячи игр. Любой желающий может выбрать игру, а дежурный член клуба объяснит правила. Не идет из памяти картинка: молодая мама вкладывает своему грудничку в ладошку... шестигранный кубик - кидай, малыш, приучайся. Вот так с младых ногтей создается игровая культура нации.)

    Про взаимосвязь наших НПИ с компьютерными я уж и не говорю - она ограничена пока только использованием игровых редакторов для облегчения жизни художникам. Так, поле для игры "Волшебные колпачки" (Русский стиль) смакетировано на основе Heroes of Might and Magic II, а в очертаниях города из "Такси. Безумный день" (Эгри) любой геймер узнает до боли знакомые образы SimCity.

    Короче, некая жизнь в мире отечественных НПИ, конечно, идет, шевелится. Но главная беда и традиционные "грабли" - ориентация по-прежнему в основном на малышей - поэтому и торгуют только в "Детских Мирах" и "Домах Игрушки". (Кстати, когда эти магазины отказались брать у ЦПР игры "Вампиры" и "Оборотни" - мол, нельзя пугать детей - пришлось переименовать их и выпускать под названиями "Заколдованный замок" и "Таинственный остров").

    Редкие попытки создания продвинутых, интерактивных НПИ для взрослых - "12 стульев", "Тайна замка Месгрэйв" (см. врезки), или совсем новая - "Магнат-книгоиздатель. Как написать, как издать бестселлер" (симулятор работы писателя-литагента-издателя от Астрель) теряются на фоне пестрых залежей продукции для карапузов.

    Отечественные карточные проекты - робкие подражания модному жанру ТCG: "Магистр. Повелитель стихий" (Астрель, помесь MTG и "Монополии"), "Опрокинутый мир" (ЦПР, упрощенные BattleTech и Dune плюс игровое поле) и "Гулливер в Лилипутии" (Два Жирафа, военка с картами в качестве солдатиков) остаются пока исключениями из правил.

    Определенным прорывом могут стать попытки создания некоего подобия отечественных игровых систем - и серийного выпуска цикловых НПИ.

    Это прежде всего хорошо знакомая читателям сайта "Ролемансер" "Эпоха битв" (Звезда).

    Нельзя не упомянуть также геленджикскую фирму "Технолог" с ее наборами солдатиков и макетов, снабженными правилами и объединенными в циклы "Битвы Fantasy", "Старсис", "Киберпанк" и др. - эдакие Warhammer c BattleTech'ом русского разлива (хотя сами авторы своими вдохновителями называют компьютерные Dune и даже Doom.) Небезынтересны их варгеймы "Император", "Император-2" и квест "Тайна Темного Владыки".

    Любопытен опыт промоушна экономической серии саратовского "Юнси" - "Рынок", "Суперпотребитель", "Быки и медведи" (карточная!), "Олигарх" и пр. Экономисты по жизни, разработчики ухитрились прямо на поле первой же игры разместить проплаченную рекламу реальных фирм, и теперь - в полном шоколаде: имеют не только целую "линейку" собственных НПИ, но даже свою газету (!) и регулярные межрегиональные турниры.

    А вот не удалось достойно раскрутить питерский проект "Битка" (Фан-гейм) - оригинальное соединение классической "расшибалочки" (она же "сотка") и коллекции фэнтези-стикерсов (больше всего это походило на... нынешние DiskWars). Анонсированная этой же фирмой линейка паззлов и НПИ по "Владигору" так и не увидела света. (А ведь это была первая - и единственная пока попытка издать игру по отечественной фантастике!).

    Внедряется потихоньку практика лицензирования для игр персонажей популярных фильмов (в противовес обычной пиратской спекуляции). Однако автору экономической НПИ "Незнайка на Луне", заказчики и создатели мультсериала - "Taro Entertainment" - сетовали, что мол, игра чересчур взрослая, в отличие от компьютерной "Незнайкиной школы". В случае "Новых Бременских" ситуация полярная - наряду с компьютерным квестом от той же "Буки", вышла НПИ от "Русских игр" - отстойнейшая ходилка. А фирма "Степ-пазл" приобрела законные права на почти всех отечественных мультперсонажей и уже готовит игры по "Простоквашину", "Ну, погоди!", "Чебурашке" и пр. На подходе также новый мультсериал "Animal Wars", и сопутствующие товары к нему, в том числе карточная игра (нечто вроде русского "Покемона").

    И еще под занавес пара хохм. По последним агентурным данным, настолки хочет клепать... фабрика "Красный Октябрь", и вкладывать в коробки с конфетами! А в игре "Соколиная охота" (Синти, Пермь) героем стал... В.В.Жириновский! Цель игры - с помощью Соколов не пропустить в Кремль западного бизнесмена и отечественного мафиози.

    ШЕСТОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ НЕПЕЧАТНОЕ СЛОВО - НА БУКВУ "F":
    Future, Final или... @№%& ?

    Короче говоря, положение дел в отечественной индустрии НПИ таково: индустрия уже есть, вот достойных игр пока... По мнению вышеупомянутого журнала "Планета Детство", "с 99 года рост производства настольных игр в России приобрел взрывной характер". Да, шуму много...

    На мой взгляд, все зависит от спроса. Доколе неразборчивые родители будут покупать своим чадам очередные ходилки по червонцу штука, а MTG-шники, BattleTech-ники и Warhammer-овцы - презрительно воротить нос от отечественных настольно-печатных игр, мы будем и в этой области плестись позади мировой цивилизации.

    ...Помните фильм и мультсериал "Джуманджи"? Что так возбудило фантазию авторов, что породило невероятные сцены пробегов слонов и носорогов, сметающих автомобили - и джунглей, проросших внутри квартиры? Да-да, именно они, обыкновенные НПИ - с киданием кубиков и передвиганием фишек по полю...

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    1. "Гусeк" ("Гусиная игра")

    Французская игра XVI века, по правилам которой, игроки (коротая скучные осенние вечера) кидают кубик и переставляют фишки друг за другом (то есть, "гуськом"). По дороге к финишу (к 63 клетке) попадаются всяческие неожиданности: "колодец" (пропусти 2 хода), "череп" (назад на №0), и пр. От препятствий иногда спасают жетоны (изначально по 12 у каждого). "Гуськом" увлекались во всей Европе (как простые люди, так и, скажем, император Наполеон). Нетрудно заметить, что именно отсюда "растут ноги" современных НПИ.

    2. "Пираты"

    Художник, бывший моряк, Владимир Михайлович Голицын 70 лет назад придумал и нарисовал серию продвинутых исторических НПИ: "Пираты", "Захват колоний", "Беглые" и др. Благодаря хвалебному отзыву самого Горького они были включены в издательский план "Мособлосвода", но... после обвинения в "несоветскости" тираж "Пиратов" пошел под нож, а потом редактора и самого Голицына постигла типичная для 30-х годов печальная участь. Его детям чудом удалось сохранить оригиналы ручной работы, и спустя годы наконец-то издать часть игр. Но, похоже, полиграфическое качество, которое им смогли предложить журнал "Пионер" и издательский дом "Аргументы и Факты" не очень устроило наследников, и в настоящее время они пристраивают дедушкино творчество в Англии. Бог в помощь...

    3. "Monopoly" ("Монополия")

    Придуманная в 1935 году, в США периода депрессии, когда тысячи людей потеряли свои сбережения, именно эта игра пришла им на помощь. В самом деле, что может быть более утешительно - сидеть без цента в кармане и ворочать миллионами - хотя бы на игровом поле! Каждый игрок воображал себя Ротшильдом, скупая целые кварталы улиц и получая проценты с построенной недвижимости (пластмассовых домиков). Игра любима до сих пор, нынешний издатель, Hasbro, рядит ее в модные одежды ("Star Wars", "Pokemon", "The Simpsons" и пр.), переводит на компьютер (что не способствует играбельности), но культ есть культ.

    Умонастроения экономического кризиса всегда были близки и понятны советскому народу - отсюда и популярность рукописной "Монополии" в эпоху застоя, и поэтому же прилавки эпохи гласности запестрели названиями "Кооператив", "Бизнес 2000" и прочими копиями и клонами знаменитой американской НПИ. Некоторые были даже самобытны - когда использовали отечественные экономические реалии, да еще с долей сатиры и юмора ("Очередь", "Белая ворона"). Под измененными названиями ("Менеджер", "Миллионер") игру у нас издают до сих пор.

    4. "Die Siedler von Catan" ("Поселенцы Катана")

    Экономическая стратегия на тему средневековья, созданная в 1994 году знаменитым и плодовитым немецким гейм-дизайнером Клаусом Тойбером для фирмы "Kosmos". Игроки на гексагональном поле осваивают территории, разрабатывают ресурсы, обустраиваются и подсчитывают барыши. После выхода базового набора появились расширения - "Stadte & Ritter" ("Города и рыцари"), "Seefahrer" ("Мореход"), затем исторические сценарии - "Alexander", "Cheops", а с приходом моды на MTG - и карточная версия со специальным турнирным сетом и новыми бустерами (в частности, с магией). О культовости игровой системы говорит хотя бы издание посвященной ей газеты. За пределами Германии более известна компьютерная версия - "Settlers", во многом уступающая НПИ-оригиналу. На английском языке эта НПИ выпускается компанией Mayfair и носит название "The Settlers of Catan".

    5. "12 стульев"

    Первая отечественная НПИ для взрослых талантливого автора Юлии Рябининой, изданная ЦПР. Движение по игровому полю идет через развилки известного сюжета Ильи Ильфа и Евгения Петрова (аналогично перемещению между локациями в компьютерном квесте), а игровые карточки вносят элементы стратегии и противоборства (например, один игрок может отправить другого в милицию за кражу очередного стула, а сам - получить спецпропуск на пароход, и т.п.). Карточки стульев лицом вниз выкладываются в ряд из 12-ти, и бриллианты могут быть обнаружены в любом из них. (На московском чемпионате по настольным играм в январе 1999 года, проведенном ЦПР совместно с "Курд-груп" игра вызвала интерес, но к сожалению, переиздания до сих пор нет).

    6. "Тайна замка Месгрэйв"

    Игра-симулятор классического детектива, авторства известных разработчиков - Андрея Вяткина ("Руслан и Людмила", "Гулливер в Лилипутии", "Незнайка на Луне" и др.) и Ильи Оказова ("Путешествие на край света", "Охота на единорога"). Протестированная в сокращенных версиях ("Убийца в замке" в газете "Семь дней" и "Тайны старинного замка" в журнале "Пятнашки"), игра принципиально отличается от западных аналогов ("Cluedo", "Master Detective"). Синтезируя приемы "гуська", покера и РПГ, игра моделирует ситуацию закрытого помещения, когда каждый игрок-персонаж хранит свою тайну, одновременно подозревая всех остальных. За столом создается атмосфера типичного детективного саспенса, напряжения, способного разрешиться в любой момент самым неожиданным, даже юмористическим образом (например, среди тайн, кроме типично криминальных - Сыщик, Убийца, Вор, Шпион, есть совсем не наказуемые, вроде "Тайного Обжоры"). Короче - рулезз. Издатель - Астрель.

    Norman Desmond

    normandesmond@yandex.ru

  • Восстановлено по Way Back Machine: [1].
    © 2018–2019