Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020
Что такое AD&D?
28/01/1999
Ярослав Березовский
Ярослав Березовский


※AD&D2
※Ликбез
Ответы на вопросы об AD&D,
наиболее часто задаваемые теми,
кто НЕ знаком с этой игрой
 



Содержание:

1. Что такое AD&D?
2. Что такое ролевая игра?
3. Почему эта ролевая игра называется настольной?
4. Настольная игра в век компьютеров?
5. Почему именно фэнтэзи?
6. Что нужно для того, чтобы играть в AD&D?
7. Чем и кем определяются события в игре?
8. Что может персонаж в AD&D?
9. Что представляет собой процесс игры?
10. Зачем нужны случайные числа?
11. Какова цель игры и как определяется победитель?
12. Какой длины обычно бывают игровые сессии?
13. Как и где можно узнать механизм игры?
14. Эта игра предназначена для детей и подростков?
15. Какая художественная литература имеет отношение к AD&D?
16. Как проще всего начать играть?



1. Что такое AD&D?

AD&D [эй-ди-эн-ди] - это аббревиатура от Advanced Dungeons and Dragons, названия самой популярной настольной ролевой игры в стиле фэнтэзи. Первый вариант этой игры появился в середине 1960-х гг., и с тех пор игра приобрела гигантскую популярность. По-русски эту аббревиатуру часто произносят как [а-дэ-и-дэ] или просто [дэ-эн-дэ], что не совсем грамотно, но тем не менее крайне распространено.

2. Что такое ролевая игра?

Ролевая игра - это игра, которую лучше всего охарактеризовать как разновидность театрального искусства. Она во многом подобна представлению в театре, где каждый из участников "отыгрывает" ту или иную роль, и отличается от него тремя важными деталями. Во-первых, способности и личности персонажей игроков определяются участниками (и отчасти - игровой механикой), а не сюжетом, ввиду чего ролевик гораздо менее ограничен, нежели актер, в выборе персоналии для отыгрыша. Во-вторых, сюжет содержит только основное содержание событий, которые должны произойти, наряду со списком второстепенных эпизодов, а в каком порядке и что случится во время самого отыгрыша, часто зависит и от хода игры. В-третьих, участники не повторяют события и некоторое предопределенное поведение подобно актерам, а "создают историю" сами, возможно, попадая при этом в ситуации, которые по сюжету предусмотрены не были.

3. Почему эта ролевая игра называется настольной?

Если продолжать сравнение с театральным представлением, было бы логичным предположить, что для игры необходимо проводить игру на природе, отыгрывая все действия подобно актерам. Такой вид ролевых игр (их называют полевыми, в отличие от настольных) существует и пользуется успехом. Однако у него есть ряд очевидных недостатков, начиная с тривиального отсутствия времени и заканчивая ограниченностью того, что можно отыграть, по сравнению с силой воображения. Особенно эта ограниченность cказывается, если учитывать специфику фэнтэзи - фантастических монстров и магию отыграть в поле довольно трудно. В частности, поэтому и были придуманы настольные варианты этих игр. Впрочем, многие увлекаются обоими видами ролевых игр одновременно. По оценкам, в Москве есть около десяти тысяч любителей ролевых игр, более двух третей который составляют сторонники настольного варианта.

4. Настольная игра в век компьютеров?

Да, именно так! Безусловно, широкое распространение компьютеров сильно изменило отношение к подобному роду времяпровождения - и, тем не менее, настольные ролевые игры не просто выжили, а, напротив, набирают все большее и большее количество сторонников. Конечно, это дело вкуса - играть по компьютеру или за столом, однако для очень и очень многих компьютер не в состоянии подменить "живое" общение. В любом случае, тот факт, что число играющих в AD&D растет, говорит сам за себя.

5. Почему именно фэнтэзи?

Механизм настольных ролевых игр не дает серьезных ограничений на игровой мир. Есть немало различных иных настольных ролевых игр, действие в которых происходит в любом историческом периоде начиная от древних греков и римлян до нашего времени, в мире ужасов Лавкрафта, в киберпанковском мире Гибсона, в мире недалекого и далекого будущего, в мире после ядерной катастрофы, наконец, в мире космических приключений; до сих пор постоянно появляются и новые игры, и новые миры. Есть также игровые системы, которые (предположительно) могут охватывать собой более чем одну категорию таких систем. Тем не менее, AD&D остается наиболее популярной настольной ролевой игрой в мире, и поэтому иного ответа на этот вопрос, чем "так сложилось исторически", дать трудно.

6. Что нужно для того, чтобы играть в AD&D?

Все, что необходимо для участия в этой игре - это письменные приборы и генератор случайных чисел (обычно это просто набор игральных костей различной формы). Остальное зависит только от фантазии и желания играющих. Разумеется, необходимы также хотя бы минимальные представления об игровой механике - системе, определяющей шансы того или иного события, поэтому желательно, чтобы игроки ознакомились с основным содержанием книги "Player's Handbook" ("Руководство игрока"). Для удобства также желательно, чтобы эта же книга присутствовала на игровом столе во время игры.

7. Чем и кем определяются события в игре?

Все настольные ролевые игры подразумевают, что один из участников играет особую роль - он не отыгрывает своего персонажа, а ведет игру. Такого ведущего обычно называют мастером, ДМ'ом (от DM - Dungeon Master, "хозяин подземелья") или ГМ'ом (от GM - Game Master, "ведущий игру"). В распоряжении ДМ'а имеются так называмемые "модуля" - изданные типографским или иным способом описания игрового мира, сюжет приключения и перечни событий, которые могут произойти с персонажами игроков и персонажей, с которыми предстоит так или иначе пересечься участникам приключений. (Персонажи, которые отыгрываются не игроками, а мастером, называются НИП, "неигровыми персонажами", в отличие от ИП, "игровых персонажей", отыгрываемых прочими участниками игры.)

8. Что может персонаж в AD&D?

Способности персонажа в AD&D делятся на характеристики и умения. Характеристики определяются в целом случайно в начале игры и, как правило, в течение игры не меняются. Они характеризуют общие способности персонажа, такие как Силу, Ловкость, Телосложение, Разум, Мудрость и Обаяние. Умения определяются игроком исходя из выбранной им роли в рамках, определяемых игровой механикой. Основные умения в AD&D определяются профессией персонажа (иногда называемой классом); основные четыре группы профессий в AD&D - это Воин, Плут, Священник и Маг (хотя есть большое число дополнительных професиий и смешанных профессий). По мере того, как персонаж развивается, набирает опыт, его способности растут. Характеристики и умения персонажа (разумеется, также с учетом игровой механики) однозначно определяют вероятность успеха того или иного действия.

9. Что представляет собой процесс игры?

Принципиально общая схема игры выглядит так: ДМ описывает текущую ситуацию, игроки отвечают, что делают их персонажи ("делают заявки"), ДМ вносит коррективы и объявляет, что происходит дальше, игроки снова делают свои заявки, и т.д.. В зависимости от выбранного приключения 20-80% реального времени сессии будут занимают бои. Система боя наряду с системой магии является основой AD&D.

10. Зачем нужны случайные числа?

Подобно тому, как в реальной жизни многие действия имеют определенную вероятность успеха (и распределение обычно известно), для определения результата действия в AD&D во многих случаях применяется случайное число, взятое в фиксированном интервале, для чего обычно используется бросок игральной кости. В AD&D используются 6 видов костей: 4, 6, 8, 10, 12 и 20-гранные (некоторые любители экзотики пользуются еще и огромными почти шарообразными 100-гранными костями); при необходимости кость бросается несколько раз (или бросаются несколько костей), и результаты складываются. Это обозначается как 3d6 или 3к6 (три-дэ-шесть или три-ка-шесть, d от dice, игральные кости) и означает "бросить 3 раза шестигранную кость и сложить результаты", и дает случайное целое число в диапазоне от 3 до 18. Некоторые вместо игральных костей используют компьютер, однако от этого игра по наблюдениям многих что-то теряет.

11. Какова цель игры и как определяется победитель?

Никак! В AD&D цель игры - не победа, а участие. Иной цели в игре, чем получение удовольствия от процесса, нет. Многие игроки, впрочем, видят своеобразную цель игры в создании самого сильного (по игровым представлениям) персонажа... есть много и других заблуждений. Впрочем, практически все
зависит от личностей ДМ'а и игоков, в частности, от их умения разрешать спорные ситуации. Одну вещь следует отметить, тем не менее - AD&D рассчитана на героическое фэнтэзи, поэтому игровая механика крайне слабо ориентирована на бои между игровыми персонажами.

12. Какой длины обычно бывают игровые сессии?

Зависит от приключения. Существуют модуля, играющиеся в течение 6-8 часов, но большинство рассчитаны на 2-4 таких сессии. Существуют также так называемые кампании, в которых описано столько событий, что их прохождение занимает годы (предполагая, что участники встречаются 1-2 раза в неделю). Начинать следует, конечно же, с коротких модулей, чтобы освоить основы игры, в то время как кампании, как правило, являются уделом опытных игроков.

13. Как и где можно узнать подробности игровой механики?

см. TSR

Все права на всю продукцию, связанную с AD&D, принадлежали фирме TSR, Inc.. В 1997 году эта фирма была куплена фирмой Wizards of the Coast, и в настоящее время продолжает функционировать как ее подразделение. Уже упоминавшееся "Руководство игрока" - это основная книга, которая нужна для того, чтобы получить достаточно полное представление о правилах игры. К сожалению, до сих пор нет официального перевода литературы, связанной с AD&D, на русский язык, хотя многочисленные попытки сделать это в обход TSR, Inc. делались еще с начала 90-х гг.. Однако в 1998 году фирма "Саргонна" из Санкт-Петербурга стала первой фирмой - официальным дистрибьютором продукции Wizards of the Coast, поэтому есть надежда, что через некоторое время мы увидим и перевод AD&D на русский язык.

14. Эта игра предназначена для детей и подростков?

Прочтя все вышесказанное, у многих может сложиться такое мнение. Однако в действительности это впечатление ошибочно: несмотря на то, что понятие "игра" у нас традиционно связывается с чем-то несерьезным, "детским", на ее родине, в США, ей увлекаются люди абсолютно всех возрастов. Среди завсегдатаев групп новостей Usenet можно найти людей, играющих около 30 лет, и нередки случаи, когда родители учат играть в AD&D своих детей. У нас в стране, однако, культура совершенно иная, и поэтому практически всем игрокам не больше 30 лет, а большинству - от 18 до 22.

15. Какая художественная литература имеет отношение к AD&D?

Существует всего более трех тысяч художественных произведений, представляющих собой художественные описания приключений, которые происходят в некоторых мирах, описанных в AD&D. Некоторые из этих произведений были переведены на русский язык и изданы у нас в России. Наиболее популярны у нас серии "Сага о копье" ("Dragonlance Saga") и "Равенлофт" ("Ravenloft").

этот совет существенно устарел за двадцать лет. сейчас и книги правил пишутся таким понятным языком, что самим можно разобраться, и ролевых фестивалей много проводится, да и в магазин можно придти с вопросами. — RK

16. Как проще всего начать играть?

Прежде всего надо найти ДМ'а, который сможет объяснить правила. Можно, конечно, попытаться самим прочитать игровые правила, но их довольно много, и многие довольно запутаны, поэтому имеет смысл по возможности подключаться к уже идущим партиям среди опытных игроков или хотя бы понаблюдать за игрой тех, кто уже с ней знаком.











© 2018–2020